Опасность западной культуры, в том числе философии, богословия и психологии заключается в уходе от диалектического мышления, которое есть неотъемлемое свойство истинного Бога.
Православие говорит так: "Верую во Христа и надеюсь на спасение, но боюсь и трепещу согрешить и погибнуть, потому что, как человек - слаб и бессилен".
Протестанты говорят так: "Верую во Христа и уверен, что спасусь, потому что Христос искупил мою природу и я уже не могу погибнуть".
Первое утверждение (православное) - парадоксально и содержит в себе противоречие: "верую, но не уверен". За эту формулу со стороны Запада в сторону России уж больше 400 лет доносится дружное ржание. А их психологи учат нас избавляться от раздвоенности, неуверенности в себе и "чисто русских комплексов неполноценности". Действительно, о чем разговор? Верую - значит уверен, неуверен - значит не веруешь. Всё просто! Сколько раз уже каждый из нас слышал эту, на первый взгляд, элементарную мудрость! Но здесь есть только вид мудрости, скрывающий трагическую глупость.
Добиваясь однозначности утверждения, теряя внутреннее противоречие, они выпали из области диалектической логики в логику рациональную, линейную. И это не означает, что в нашем утверждении должно быть "и да и нет", т.е. абсурд, взаимоисключающие друг друга утверждения. А лишь то, что наш мир, как бы огромен он ни был, сам по себе конечен, и, как конечный, состоит из конечных вещей или явлений, которые имеют, как минимум, 2 стороны, объединённые самой вещью.
Очень хороший тому пример - искушение старца Силуана:
"Постепенно их нападения усиливались; иногда они говорили ему: «Ты теперь святой», а иногда – «Ты не спасешься». Брат Симеон спросил однажды беса: «Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я свят, то – что я не спасусь?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим». "
Т.е. ложь - это не диалектическое, абсурдное противоречие. Она как раз и есть одновременное "да" и "нет", о котором предупреждал апостол. Действительно, если праведен, то почему не спасёшься, и если не спасёшься, то почему праведен?
"И вот однажды сижу я в келлии ночью, и бесы нашли ко мне полная келлия. Молюсь усердно, — Господь отгонит их, но они снова приходят. Тогда встал я, чтобы сделать поклоны иконам, а бесы вокруг меня, и один впереди, так что я не могу сделать поклона иконам, а получилось бы, что я ему кланяюсь. Тогда я снова сел и говорю:
"Господи, Ты видишь, что я хочу Тебе молиться чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что должен я делать, чтобы отошли они от меня?"
И был мне ответ от Господа в душе:
"Горделивые всегда так страдают от бесов".
Я говорю: "Господи, Ты Милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?"
И отвечает мне Господь в душе:
"Держи ум твой во аде, и не отчаивайся".
(Старец Силуан Афонский azbyka.ru/otechnik/?Sofronij_Saharov/starets-si...)
Т.е. ложь - это комплекс 2-х взаимоисключающих утверждений, лежащих за пределами истины. Значит истина - это синтез 2-х отрицаний, поэтому она внешне противоречива.
И если синтез ложных утверждений - невозможен, и в результате - абсурден, то синтез истинных отрицаний - возможен и всегда парадоксален. В этом свойстве и заключается диалектичность истины, которую потеряли протестанты.
Линейная же логика, которой руководствуются протестанты, сама по себе примитивна, и не годится к использованию не только в вопросах философии и богословия, но и в психологии. Поэтому, используя её в этих вопросах, протестант непременно приходит к абсурду.
Например, возьмём их утверждение: "верую - значит спасён". Что такое вера? По отцам, вера - это созерцание невидимого, та путеводная звезда, ведение Истины, дарованное свыше, которое "как через тусклое стекло", по апостолу, указывает человеку путь ко спасению. Говоря, "Я спасён", протестант мысленно ставит себя в конце пути. Но о конце пути апостол говорит так:
"когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор.13:9) и ещё:
"Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". (1Кор.13:12,13)
Выходит, что, если спасён, то уже ЗНАЮ ПОДОБНО ТОМУ, КАК Я ПОЗНАН. И в этом ЗНАНИИ уже нет места ВЕРЕ.
Таким образом, протестанты отказались от веры, заменив её "знанием", что не замедлило совершиться и в их культуре, и в их обществе.
И в этом заключается абсурд: утверждая веру, они отрекаются от неё.
Православие говорит так: "Верую во Христа и надеюсь на спасение, но боюсь и трепещу согрешить и погибнуть, потому что, как человек - слаб и бессилен".
Протестанты говорят так: "Верую во Христа и уверен, что спасусь, потому что Христос искупил мою природу и я уже не могу погибнуть".
Первое утверждение (православное) - парадоксально и содержит в себе противоречие: "верую, но не уверен". За эту формулу со стороны Запада в сторону России уж больше 400 лет доносится дружное ржание. А их психологи учат нас избавляться от раздвоенности, неуверенности в себе и "чисто русских комплексов неполноценности". Действительно, о чем разговор? Верую - значит уверен, неуверен - значит не веруешь. Всё просто! Сколько раз уже каждый из нас слышал эту, на первый взгляд, элементарную мудрость! Но здесь есть только вид мудрости, скрывающий трагическую глупость.
Добиваясь однозначности утверждения, теряя внутреннее противоречие, они выпали из области диалектической логики в логику рациональную, линейную. И это не означает, что в нашем утверждении должно быть "и да и нет", т.е. абсурд, взаимоисключающие друг друга утверждения. А лишь то, что наш мир, как бы огромен он ни был, сам по себе конечен, и, как конечный, состоит из конечных вещей или явлений, которые имеют, как минимум, 2 стороны, объединённые самой вещью.
Очень хороший тому пример - искушение старца Силуана:
"Постепенно их нападения усиливались; иногда они говорили ему: «Ты теперь святой», а иногда – «Ты не спасешься». Брат Симеон спросил однажды беса: «Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я свят, то – что я не спасусь?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим». "
Т.е. ложь - это не диалектическое, абсурдное противоречие. Она как раз и есть одновременное "да" и "нет", о котором предупреждал апостол. Действительно, если праведен, то почему не спасёшься, и если не спасёшься, то почему праведен?
"И вот однажды сижу я в келлии ночью, и бесы нашли ко мне полная келлия. Молюсь усердно, — Господь отгонит их, но они снова приходят. Тогда встал я, чтобы сделать поклоны иконам, а бесы вокруг меня, и один впереди, так что я не могу сделать поклона иконам, а получилось бы, что я ему кланяюсь. Тогда я снова сел и говорю:
"Господи, Ты видишь, что я хочу Тебе молиться чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что должен я делать, чтобы отошли они от меня?"
И был мне ответ от Господа в душе:
"Горделивые всегда так страдают от бесов".
Я говорю: "Господи, Ты Милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?"
И отвечает мне Господь в душе:
"Держи ум твой во аде, и не отчаивайся".
(Старец Силуан Афонский azbyka.ru/otechnik/?Sofronij_Saharov/starets-si...)
Т.е. ложь - это комплекс 2-х взаимоисключающих утверждений, лежащих за пределами истины. Значит истина - это синтез 2-х отрицаний, поэтому она внешне противоречива.
И если синтез ложных утверждений - невозможен, и в результате - абсурден, то синтез истинных отрицаний - возможен и всегда парадоксален. В этом свойстве и заключается диалектичность истины, которую потеряли протестанты.
Линейная же логика, которой руководствуются протестанты, сама по себе примитивна, и не годится к использованию не только в вопросах философии и богословия, но и в психологии. Поэтому, используя её в этих вопросах, протестант непременно приходит к абсурду.
Например, возьмём их утверждение: "верую - значит спасён". Что такое вера? По отцам, вера - это созерцание невидимого, та путеводная звезда, ведение Истины, дарованное свыше, которое "как через тусклое стекло", по апостолу, указывает человеку путь ко спасению. Говоря, "Я спасён", протестант мысленно ставит себя в конце пути. Но о конце пути апостол говорит так:
"когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор.13:9) и ещё:
"Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". (1Кор.13:12,13)
Выходит, что, если спасён, то уже ЗНАЮ ПОДОБНО ТОМУ, КАК Я ПОЗНАН. И в этом ЗНАНИИ уже нет места ВЕРЕ.
Таким образом, протестанты отказались от веры, заменив её "знанием", что не замедлило совершиться и в их культуре, и в их обществе.
И в этом заключается абсурд: утверждая веру, они отрекаются от неё.